> Глава 1.3. Типографика эпохи Ренессанса - Каталог шрифтов. Всё о шрифте
Самый большой каталог шрифтов




Глава 1.3. Типографика эпохи Ренессанса

В XV веке, когда люди Возрождения задумывались о глубинных поблемах вселенной, в Германии, уже повсюду стали доступными первые печатные Библии (рис 1.30) Иоганна Гутенберга (рис. 1.31 и рис 1.32)

 

 

Рис. 1.30. Иллюминированная страница 42-строчной майнцской Библии, отпечатанная Гутенбергом
Рис. 1.30. Иллюминированная страница 42-строчной майнцской Библии, отпечатанная Гутенбергом
 
Рис. 1.31. Портрет Иоганна Гутенберга
Рис. 1.31. Портрет Иоганна Гутенберга
 
Рис. 1.32. Гутенберг рассматривает отпечатанную страницу
Рис. 1.32. Гутенберг рассматривает отпечатанную страницу
 
За 10 лет в Европе повсюду распространились печатные лавки и книжные ярмарки. Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен и трудоемок, поэтому изобретение Гутенберга совер­шило переворот в системе коммуникаций Запада. Суть переворота состояла в том, что появилась возможность многократно использовать отдельные буквенные литеры, отлитые из расплавленного свинца. Та­кая технология получила название разборного (наборного) шрифта.
 
Каждая литера проектировалась отдельно и гравировалась вручную в твердом металле, чтобы получить пуансон для соответствующей бук­вы. Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение и применялась вплоть до 60-х годов XX века. В настоящее время выпуклый шрифт использует­ся, прежде всего, для бескрасочного (блинтового) тиснения.
 
Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, по­тому что в то время это была господствующая форма рукописного шрифта. Разработал этот шрифт Петер Шеффер под наблюдением Гутенберга. Шрифт был очень точной имитацией самого совершенно­го письма той эпохи, он содержал почти 300 знаков, лигатур и сокра­щений. Но типографы в конце концов пришли к выводу, что стоит предпочесть шрифт ротунду, потому что он имеет более округлый ха­рактер и легче для чтения.
С самого начала периода Ренессанса на юге Европы предпочитали более простые, тонкие и более изысканные формы антиквы (Roman), которая заменила витиеватые и тяжелые на вид готические шрифты
 
Это предпочтение основывалось прежде всего на их эстетической привлекательности и принципах удобочитаемости. Антиквенные шриф­ты развивались в Венеции, Париже и в других центрах письменности Европы.
 
Характерным свойством антиквенной группы шрифтов являются на­личие у них засечек (serifs). Для письма и нанесения округлых и длин­ных штрихов древнеримское писцы использовали кисти. Все шрифты антиквенной группы имеют засечки и штрихи с изменяемым нажи­мом — от широких до волосных. Наклоняя кисть, писец заканчивал каждый символ длинным широким штрихом, что и привело к появле­нию засечек на каждом знаке.
 
Вот три признака антиквы, которые позволяют отличать ее по внеш­нему виду:
   засечки;
□   тонкие и широкие штрихи;
   плавное изменение толщины штрихов.
 
Засечки в нижней части знаков подчеркивают горизонтальную базо­вую линию, помогающую при формировании слова связать буквы вместе. Верхние же засечки вносят свой вклад в уникальный внешний вид знака и способствуют удобочитаемости. Засечки у строчных букв имеют наклон и присоединяются к главным штрихам с помощью ис­кривленной линии, делая плавный переход от широкого штриха к тонкому.
 
Антиквенные шрифты распространены довольно широко и, несо­мненно, являются самыми многочисленными. Они делятся на три группы (в соответствии с тем, когда исторически они были разработа­ны): старинная антиква (Old Style), переходная антиква (Transitional) и новая антиква (Modern).
 
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru