Самый большой каталог шрифтов


Шрифты[rus]
Акцидентные[5424]
Антиква[1102]
Готические[358]
Гротески[1523]
Зарубежные[273]
Рукописные[366]
Символьные[1384]
Старославянские[14]
Программы[10]
Разделитель меню
Книги[0]
Разделитель меню
Статьи[12]
Разделитель меню
Создатели шрифта[14]
Обзоры[10]
История шрифта[13]
О шрифте[8]
Журнал [кАк)[7]
Разделитель меню
Журнал E-zine[4]
Разделитель меню
Выпуск #1[4]
Выпуск #2[2]
Выпуск #6[0]
Допечатная подготовка[3]
Разделитель меню
Печатные технологии[0]
Разделитель меню
Офсетная печать[36]
Глубокая печать[12]
Postpress[0]
Разделитель меню
ГОСТ, ОСТ[11]
Разделитель меню


Купить иван чай в москве

Предлагается возможность для поиска медикаментов в аптеках города Москвы

yandar.ru

Туры в Венгрию вебсайт

farabtourism.kz

Поиск шрифта:
Разделитель меню




Выпуск #2
Шрифтовая история

ОТДЕЛ НАБОРНЫХ ШРИФТОВ НИИПолиграфмаша и отечественное шрифтовое дело.  М. Г. Ровенский

Опубликовано в сокращённом виде в журнале Полиграфист издатель, №4, 1995 г.  ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В №1

Продолжение...
 
Шрифтовая технология

ШРИФТ: КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА

Художественная и графическая оценка шрифтов; правила построения шрифтов; шрифт как носитель информации, кодовые таблицы; технологические свойства шрифтов, принципы построения символов; надежность шрифтов.

Юрий Ярмола

Опубликовано в журнале Курсив, №1, 1996 г.

Какие бывают шрифты? Хорошие и плохие. Попробуем разобраться, что их отличает друг от друга. А для начала попытаемся сформулировать, что же такое шрифт.
Любой шрифт может быть рассмотрен с трех сторон: как средство передачи информации, как произведение искусства, имеющее определенную художественную ценность, и как элемент допечатной и печатной технологии. Нетрудно понять, что хороший шрифт должен быть хорош со всех сторон: красивый шрифт, которым нельзя печатать, имеет не больше смысла, чем уродливый шрифт, прекрасно соответствующий всем технологическим требованиям.
Рассмотрим каждую из составляющих шрифта подробнее. Начнем с художественной и графической оценки шрифтов.
Художественная ценность шрифта определяется его эмоциональным воздействием на человека, читающего текст, набранный этим шрифтом. При помощи правильного выбора шрифтов можно придать нужный эмоциональный оттенок тексту, привлечь внимание к отдельным элементам документа или построить графический образ, имеющий самостоятельную смысловую и художественную ценность. Художественное качество шрифта в большинсте случаев нельзя описать какими-либо универсальными параметрами, оно определяется талантом художника, создающего шрифт, и может быть оценено только зрительно.
Необходимо отличать собственно художественное качество шрифта от качества его графического исполнения. Шрифты имеют определенные правила построения, соблюдение которых в большинстве случаев является обязательным. Исключение составляют только те шрифты, в которых нарушение этих правил входит в замысел автора. Здесь имеется прямая аналогия с музыкальными произведениями: несмотря на полную свободу авторов музыки, существуют определенные музыкальные правила, которые обычно соблюдаются. Прежде всего, это понятия гармоничного сочетания звуков и ритмической структуры произведения.

Правила построения шрифтов формулируются на основе опыта, накопленного за столетия развития типографского искусства. Основным критерием графического качества шрифта, или его правильности, является удобство чтения текста, набранного этим шрифтом. Анализ системы зрения человека позволяет сформулировать два основных правила построения шрифтов (речь идет о текстовых шрифтах, которые используются для набора основного текста документа):

Правило первое: Каждый символ шрифта должен заметно отличаться от других.

Понятно, что без выполнения этого требования шрифт теряет смысл, поскольку его основная, информационная, сущность как раз и состоит в передаче содержательной части текста, а легкость чтения определяется различимостью знаков шрифта, которая напрямую зависит от их графической уникальности, а также удобочитаемостью, то есть простотой восприятия больших знаковых массивов.
Форма знаков, соответствующих разным алфавитам, определяется более или менее однозначно, причем для каждого символа можно построить изображение, минимально необходимое для того, чтобы этот символ можно было легко отличить от других.. Так вот, чем изображение знака шрифта ближе к такой упрощенной форме, тем легче он распознается при чтении. Отсюда следует простая зависимость: чем изображения символов проще, тем они сильнее отличаются друг от друга. То есть в рубленых шрифтах символы различать проще, чем в шрифтах с засечками или в декоративных шрифтах.

Правило второе: Все символы должны быть чем-то похожи.

Может показаться, что это правило противоречит предыдущему. Но это совсем не так, и в этом как раз и состоит основная особенность шрифтов—уникальность изображения каждого знака и, вместе с тем, схожесть их рисунка. Причину, вследствие которой возникло это правило, понять очень легко: в процессе чтения текста человек привыкает воспринимать определенный способ построения знаков, как бы настраивается на него, и резкое изменение этого способа сбивает его, снижая скорость чтения и вызывая быстрое утомление.
Единство стиля может быть достигнуто разными способами: расположением сходных элементов символов на одном уровне, использованием похожих «украшательных» элементов, применением единого алгоритма построения символов из более простых фрагментов, сохранением одинаковых основных параметров символов во всем шрифте и так далее.
Трудно оценить, какое правило, первое или второе, оказывает большее влияние на легкость восприятия текста, набранного тем или иным шрифтом. Так что, по всей видимости, наилучшим решением окажется некоторый баланс первого и второго.
Рассмотрим подробнее некоторые методы выполнения второго правила.
Во-первых, все символы шрифта должны быть нарисованы в едином стиле. Они все должны иметь засечки или не иметь их, моделировать рисунок, выполненный пером, или каллиграфическое письмо. Нельзя сочетать в одном шрифте символы, относящиеся к разным способам рисования. Например, шрифт, в котором буквы и цифры имеют засечки, а дополнительные символы (такие, как №, &, $), нет, как правило, должен быть отнесен к категории плохих шрифтов.
Во-вторых, основные парамеры символов, такие как контрастность, толщина основных и дополнительных штрихов, высота строчных и прописных букв и основные пропорции знаков должны быть одинаковыми во всех символах.
При этом необходимо учитывать особенности зрения, которые требуют вводить искусственные искажения геометрически правильных элементов для того, чтобы они выглядели геометрически правильными. Эти искажения (мы рассмотрим их подробнее чуть позже) также должны быть одинаковыми во всех символах.
В-третьих, шрифт должен обладать такими неочевидным свойствами, как равномерность и ритмичность. Равномерность шрифта означает примерно одинаковую видимую насыщенность строки текста. Строка не должна иметь заметных темных или светлых пятен; причем выполнение этого требования не должно зависеть от последовательности знаков в строке. Равномерность шрифта достигается тщательной сравнительной проработкой формы знаков, исключающей появления чрезмерно светлых и темных, и правильным определением метрических параметров символов, таких как величина правого и левого полей (полуапрошей, если пользоваться шрифтовой терминологией) и величины кернинга в парах символов.
Ритмичность шрифта—это наиболее сложное требование, добиться идеального выполнения которого очень непросто даже в шрифтах с несложным рисунком символов. Ритмичным называется такой шрифт, при наборе которым в строках возникает иллюзия появления повторяющихся последовательностей. Наиболее простой способ добиться ритмичности шрифта—заранее выработать правила определения пропорций символов и придерживаться этих правил в ходе работы над шрифтом. Безусловно, правильное определение метрик символов и парного кернинга оказывает сильное влияние на ритмичность шрифта.

Теперь рассмотрим подробнее информационную составляющую шрифта.
Любой шрифт представляет собой носитель информации об изображениях символов, относящихся к определенному алфавиту. При печати коды символов в алфавите преобразуются в их изображения, а в процессе чтения в мозге человека происходит обратное преобразование. С этой точки зрения шрифты отличаются друг от друга по следующим параметрам: по виду и величине алфавита, с которым они могут работать и по способу преобразования код -> изображение.
При электронном наборе текста аналогом алфавита является кодовая таблица, определяющая соответствие между кодами символов и их изображением. Для того, чтобы обеспечить совместимость разных шрифтов, кодовые таблицы должны соответствовать определенным стандартам. В хороших шрифтах существует полное соответствие набора символов и их расположения в шрифте той или иной стандартной кодировке. В плохих шрифтах некоторых символов может не хватать, а те, что есть, могут быть поставлены в соостетствие совсем не тем кодам, которые определяются стандартом. Нетрудно предположить, к чему это может привести: при выборе такого шрифта: некоторые символы могут пропасть, а некоторые окажутся замененными на другие.

 

 

орошие шрифты—это те, которые соответствуют кодовому стандарту, включающему наибольшее число символов. Лучше всего, если этот комплект символов позволяет осуществлять набор на нескольких языках, а также содержит все специальные типографские символы.
Особенно сложными, но вместе с тем и наиболее гибкими, являются шрифты, в которых одному коду может соответствовать несколько разных версий изображения одного и того же символа. В некоторых языках, например в арабском, такое построение шрифта является необходимым, поскольку начертание одного и того же символа может меняться в зависимости от положения символа в слове. В других языках такое свойство шрифта позволяет производить более гибкий и интересный электронный набор текста, приближая его по качеству к ручному художественному набору.

И в заключение рассмотрим технологические свойства шрифтов. Будем рассматривать цифровые шрифты, которые используются в современных издательских системах.
Технологические свойства шрифтов можно разделить на две группы: имеющие отношение исключительно к самому шрифту, а также те, которые определяют место шрифта в общей издательской технологии.

Первая группа свойств вытекает из качества реализации шрифта в соответствии с одним из форматов представления цифровых шрифтов. Ведь для того, чтобы шрифтом можно было пользоваться, необходимо не только чтобы он был правильно задуман, но и соответственно исполнен. Современные форматы описания цифровых шрифтов позволяют максимально детально определить как форму всех символов, так и всю необходимую метрическую информацию, все кодовые таблицы, с которыми шрифт может работать и, в добавок к этому, дополнительную разметочную информацию о символах и о шрифте в целом, которая помогает качественно воспроизводить изображения символов на устройствах с ограниченными возможностями, например на мониторе компьютера.
Все современные шрифтовые форматы используют так называемое контурное описание изображений символов. При этом форма каждого знака шрифта определяется при помощи одного или нескольких замкнутых контуров, которые состоят из прямо- и криволинейных фрагментов. Математические выражения, которые используются для формирования фрагментов, способ выделения «белых» и «черных» контуров, координатная система, в которой задаются координаты точек, определяющих форму фрагментов (контрольных точек) и определяют основные отличия одного шрифтового формата от другого.
Перечислим некоторые принципы, по которым должен строиться символы хорошего шрифта.
1. Описание символов должно быть точным. Как в смысле передачи идей, заложенных художником, создавшим рисунок шрифта, так и в смысле точности передачи параметров символов. Особое внимание при этом надо обращать на правильность передачи геометрически небольших, но очень важных деталей изображения, таких как разнообразные оптические компенсаторы, улучшающие зрительное восприятие любого шрифта. К ним относятся: увеличение толщины округлых элементов по отношению к прямолинейным; уменьшение толщины наклонных элементов по отношению к вертикальным и горизонтальным; выход округлых и угловых элементов символов вверх и вниз за линию строки, что обеспечивает зрительное выравнивание строк; нарушение математически правильных геометрических пропорций символов для формирования их правильных зрительных пропорций; изменение формы символов для устранения локальных темных пятен (например, в местах соединения штрихов в знаках «И» или «М»). Отметим, что относительные значения всех упомянутых исскуственных искажений находятся в пределах 5% от размера символов, так что высокая точность просто необходима для передачи всех деталей. Кроме того, недопустимо даже незначительное изменение формы контуров, особенно в местах сопряжения прямолинейных и криволинейных фрагментов. Необходимо применять следующее правило: все плавные сопряжения всегда должны оставаться плавными, и наоборот, все угловые—угловыми.
2. Описание контуров символов должно строго соответствовать техническим требованиям и рекомендациям шрифтового формата без каких-либо исключений. Несоблюдение этого правила может привести к резкому снижению качества воспроизведения символов в некоторых ситуациях.
3. Описание контуров не должно содержать ничего, что не было бы необходимо для выполнения первого и второго принципа. Отсюда следует следующий простой вывод: описание контуров должно быть как можно более простым (содержать минимально необходимое количество контрольных точек).

Контурное описание изображения знака в главном окне программы fontlab (версия 2.5)

Окно программы fontlab для определения полуапрошей

Окно программы fontlab для определения кернинга

Окно программы fontlab для хинтовки (здесь хинты—зелёные линии)

Кроме правильного построения математических описаний контуров символов огромное значение имеет точное определение в соответствии с форматом всей остальной информации, имеющей отношение к шрифту, прежде всего информации о взаимодействии шрифта с одной или неколькими кодовыми таблицами и метрической информации о символах. Правильность кодовой информации зависит от того, насколько точно символы шрифта могут быть идентифицированы программой, которая этот шрифт будет использовать. Символы в цифровых шрифтах могут иметь имена или числовые идентификаторы. В хороших шрифтах они всегда устанавливаются правильно (в соответствии с общепринятыми стандартами) для всех символов шрифта.
Метрическая информация состоит из сведений о ширине символов, их полях (полуапрошах) и о парном кернинге, который позволяет изменять расстояние между символами в зависимости от их последовательности в набираемом слове. Плохие шрифты не имеют информации о кернинге вовсе, а хорошие—содержат определение значений кернинга для большого количества пар. Значения метрик отдельных символов в хороших шрифтах подбираются так, чтобы текст, набранный таким шрифтом, хорошо читался (был равномерным и ритмичным) в определенном диапазоне кеглей даже в тех случаях, когда применение парного кернинга по каким-то причинам невозможно.
Последняя группа сведений, описывающих шрифт, имеет отношение к воспроиведению символов на растровых выводных устройствах с низкой (менее 1000 точек в дюйме) разрешающей способностью. Эта информация называется разметкой шрифта (или хинтовкой, от слова hint—подсказка). При выводе символов, описанных при помощи контуров, на растровом выводном устройстве (например, на мониторе компьютера) необходимо осуществить преобразование координат контрольных точек контуров в координаты точек выводного устройства. В том случае, когда размер символов в координатах устройства оказывается замено меньшим, чем их исходный размер в шрифте, неибежна потеря точности воспроизведения некоторых деталей и параметров символов.
Разметка символов используется для того, чтобы дополнительно (по отношению к описанию контуров) определить наиболее важные детали символов и не допустить их сильного искажения. Способ, которым осуществляется разметка шрифтов, зависит от шрифтового формата и может быть очень сложным. Правильно размеченные шрифты выглядят при воспроизведении на любых выводных устройствах, даже на мониторе компьютера лучше, чем шрифты без хинтов. Надо ли говорить, что хорошие шрифты должны быть правильно размеченными?

Вторая группа свойств включает следующие сведения о шрифте: формат представления шрифта; набор символов и допустимые кодовые таблицы, для работы с которыми может использоваться шрифт; допустимые характеристики издательской системы, достаточные для качественного воспроизведения шрифта; статистические характеристики шрифта, такие как плотность набора (усредненное количество символов на единицу длины строки), насыщенность шрифта (влияет на расход красящих материалов при печати) и многие другие параметры. Так вот, хороший шрифт от плохого отличает наличие как можно большего количества такой информации. Применение шрифта, для которого нет такой информации, возможно, однако его эффективное и уверенное использование может быть сильно затруднено и чревато самыми неприятными сюрпризами.

И в заключение скажем о самом главном технологическом качестве хороших шрифтов—их надежности. По-настоящему хорошие шрифты работают всегда, когда они должны работать. Если про шрифт известно, что он, например, должен работать на любых устройствах, поддерживающих стандарт PostScript, то хороший шрифт действительно будет работать на любых устройствах. А очень хороший шрифт будет работать даже на тех устройствах, которые сами не вполне удовлетворяют объявленному стандарту.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru