> Глава 1.1. Средневековая типографика - Каталог шрифтов. Всё о шрифте
Самый большой каталог шрифтов




Глава 1.1. Средневековая типографика

В период между 400 и 600 гг. н. э. переписыванием древних Библий на латинском и греческом языках занимались средневековые монахи. В процессе копирования они строго соблюдали точность и характер письменности.

Когда христианство продвинулось на север, в Ирландию, кельтская письменность внесла свой уникальный вклад в оформление религиозных рукописей. В 600—900 гг. кельтская письменность харак­теризовалась следующим существенным аспектом. Их буквы унасле­довали округлость рукописного письма, их формы впервые напоми­нают современные знаки: как прописные, так и строчные.

Хотя в то же время в римском письме появился новый и еще более округлый стиль.

Новый стиль был назван унциальным письмом (scriptura uncialis). Тр­мин происхоит от лтинского слова &quo;<span>uncial", означающего "одну унцию", потому что литеры записывались на четырех направляющих линиях, которые отстояли друг от друга на расстоянии одной унции (24,5 мм). Они явились предшественниками прописных и строчных букв, которыми мы пользуемся сегодня. В IV столетии унциальное письмо стало использоваться повсеместно. В этом письме впервые начали применять верхние и нижние выносные элементы (ascenders) и засечки (serifs). Кельтское унциальное письмо характеризуется округ­лостью, наличием засечек и выносных элементов, которые слегка вы­ступают выше и ниже основных элементов букв.

Унциальное письмо подразделяется на старое и новое. Старое су­ществовало от IV до VI столетия и не имело засечек. Следующее его поколение развивалось между V и VIII столетиями и имело неболь­шие засечки. Курсивная версия унциального письма, питанная полу­унциальным письмом (scriptura scmiuncialis), имела более ратитые вы­носные элементы. Появление полуунциального письма (semiuncials или half-uncials) знаменует переход от прописных букв к строчным, которые стало намного легче писать и читать. Полуунциальное пись­мо распространилась по всей Западной Европе, хотя в отдельных рай­онах получило различные модификации.

Письменность восточной Римской империи и Древней Греции была преобразована в медленное письмо, с четко отделенными литерами, называемое греческим унциальным письмом. Это письмо существовало в книгах Византии вплоть до IX столетия.

Дальнейшее развитие полуунциального письма привело к новым фор­мам, которые обычно разделяются на четыре большие группы: ир­ландское (Ирландия и Англия), меровингское (Франция), вестготское (Испания) и старо-италийское (Италия). Самое большое влияние на дальнейшее развитие латинского письма имело ирландское полуунци­альное письмо. Сочетание прописных и строчных букв способствова­ло лучшей разборчивости и служило экономии пространства.

Между 900 и 1000 годами обычным для переписывания древних рукописей стал так называемый каролингский минускул (Carolinia minusculen). Каролингское письмо весьма напоминает то, что мы в настоящее время называем строчными ("маленькими") буквами. Наиболее совершенным и удобным каролингский минускул представлен в IX столетии. В это время делались попытки создать прописные буквы с помощью увеличения минускула или использования букв капительного и унциального стилей. Этот смешанный стиль письма просуществовал вплоть до XIII столетия, до ранней готики, был попу­лярен в Англии и появился в России в XI столетии.

Поскольку Франция в течение долгого времени была римской про
винцией, там дольше господствовало латинское письмо. Только с распространением христианства там появляется собственное письмо, которое получило название меровингского (Meroving style) по имени королевской династии. Это смешанное письмо было основано нараннем римском курсиве, который имел узкий, высокий и сжатый характер букв. Буквы переплетались между собой, применялось многолигатур, это придавало письму декоративность, но затрудняло чтение.

В Испании, также прежней римской провинции, где было основано государство вестготов, на основе римского курсивного письма возникло вестготское письмо. Вестготское письмо употреблялось в VIIIXI веках, и стало наиболее ясным и удобочитаемым среди всех современных ему стилей.

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru