Глава 1.3. Типографика эпохи Ренессанса |
В XV веке, когда люди Возрождения задумывались о глубинных поблемах вселенной, в Германии, уже повсюду стали доступными первые печатные Библии (рис 1.30) Иоганна Гутенберга (рис. 1.31 и рис 1.32)
Рис. 1.30. Иллюминированная страница 42-строчной майнцской Библии, отпечатанная Гутенбергом
Рис. 1.31. Портрет Иоганна Гутенберга
Рис. 1.32. Гутенберг рассматривает отпечатанную страницу
За 10 лет в Европе повсюду распространились печатные лавки и книжные ярмарки. Прежний процесс переписи целой книги вручную был утомителен и трудоемок, поэтому изобретение Гутенберга совершило переворот в системе коммуникаций Запада. Суть переворота состояла в том, что появилась возможность многократно использовать отдельные буквенные литеры, отлитые из расплавленного свинца. Такая технология получила название разборного (наборного) шрифта.
Каждая литера проектировалась отдельно и гравировалась вручную в твердом металле, чтобы получить пуансон для соответствующей буквы. Эта основополагающая технология горячего металлического литья получила исключительное распространение и применялась вплоть до 60-х годов XX века. В настоящее время выпуклый шрифт используется, прежде всего, для бескрасочного (блинтового) тиснения.
Для первых отливок литер Гутенберг выбрал готический шрифт, потому что в то время это была господствующая форма рукописного шрифта. Разработал этот шрифт Петер Шеффер под наблюдением Гутенберга. Шрифт был очень точной имитацией самого совершенного письма той эпохи, он содержал почти 300 знаков, лигатур и сокращений. Но типографы в конце концов пришли к выводу, что стоит предпочесть шрифт ротунду, потому что он имеет более округлый характер и легче для чтения.
С самого начала периода Ренессанса на юге Европы предпочитали более простые, тонкие и более изысканные формы антиквы (Roman), которая заменила витиеватые и тяжелые на вид готические шрифты
Это предпочтение основывалось прежде всего на их эстетической привлекательности и принципах удобочитаемости. Антиквенные шрифты развивались в Венеции, Париже и в других центрах письменности Европы.
Характерным свойством антиквенной группы шрифтов являются наличие у них засечек (serifs). Для письма и нанесения округлых и длинных штрихов древнеримское писцы использовали кисти. Все шрифты антиквенной группы имеют засечки и штрихи с изменяемым нажимом — от широких до волосных. Наклоняя кисть, писец заканчивал каждый символ длинным широким штрихом, что и привело к появлению засечек на каждом знаке.
Вот три признака антиквы, которые позволяют отличать ее по внешнему виду:
□ засечки;
□ тонкие и широкие штрихи;
□ плавное изменение толщины штрихов.
Засечки в нижней части знаков подчеркивают горизонтальную базовую линию, помогающую при формировании слова связать буквы вместе. Верхние же засечки вносят свой вклад в уникальный внешний вид знака и способствуют удобочитаемости. Засечки у строчных букв имеют наклон и присоединяются к главным штрихам с помощью искривленной линии, делая плавный переход от широкого штриха к тонкому.
Антиквенные шрифты распространены довольно широко и, несомненно, являются самыми многочисленными. Они делятся на три группы (в соответствии с тем, когда исторически они были разработаны): старинная антиква (Old Style), переходная антиква (Transitional) и новая антиква (Modern).
|