Глава 1.2. Готическое письмо |
Готическое письмо (Black Letter), известное также как текстура (textura, text или Old English), ведет свое происхождение от каллиграфии. Оно создавалось немецкими переписчиками в IV—XV веках н. э. Это письмо преобладало в северной Европе в течение всего средневековья (рис. 1.24 и 1.25). Впоследствии готический шрифт был использован Питером Шеффером (Peter Shoeffer) для 42-строчной майнцской Библии (Mainz Bible) Иоганна Гутенберга. Готический шрифт считается одним из наиболее орнаментальных шрифтов, с большим количеством разнообразных штрихов в каждом знаке. Готический шрифт иногда называют текстурой (textura), потому что на определенном расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминает текстуру ткани. Сегодня шрифты готического стиля чаще всего используются для печатных материалов, связанных с такими традиционными событиями, как свадьба и окончание учебного заведения, религиозный ритуал, а также с некоторыми официальными документами, предназначенными для отражения средневекового периода или его стилизации. Вот примеры некоторых готических шрифтов (рис. 1.26 и 1.27).
Рис. 1.25. Рисунок XV столетия, который изображает средневековых монахов-переписчиков
В разных странах готический стиль приобретал специфические свойства, и соответствующие шрифты получили свои собственные названия. В Италии готический шрифт раннего периода был довольно округлым и поэтому назывался ротунда (от итальянского "rotondo"— округлый, круглый). В самом деле итальянская ротунда шире любого другого готического шрифта, и иногда считается промежуточной формой между готическим шрифтом и антиквой (Antiqua). Возможно, итальянское округлое готическое письмо является одним из наиболее красивых стилей во всей истории европейской каллиграфии. Ротунда использовалась вплоть до XV столетия.
Рис. 1.26. Шрифт Bauble
В то время, как на юге Европы на смену готическому письму пришли латинские шрифты, в северной Европе, особенно в Германии, они продолжали свое существование в форме "поздней готики", которая характерна более широкими знаками и лучшей удобочитаемостью, чем это имело место в более ранние периоды (рис. 1.28).
Рис. 1.27. Шрифт Clerestorg Готическое письмо, названное фрактурой (fracture), появилось конце XV столетия, а в 1513 г. был разработан специал. ли шрифт для Молитвенника Максимилиана (Maximilian Praybonk), изданногов Аугсбурге по указанию императора Максимилиана (рис. 1.29), известного любителя книг.
Рис. 1.28. Латинский текст из книги XV столетия
Эту книгу иллюстрировали Дюрер (Durer), Кранах (Cranach), Буркмайр (Burgkmair) и другие художники. Альбрехта Дюрера вместе с другим немецким художником шрифта Леонгардом Вагнером (Leongard Vagner) довольно часто (и ошибочно) называют создателями фрактуры. Она была господствующим стилем в северной Европе в период с XVII по XVIII столетие.
Рис. 1.29. Портрет кайзера Максимилиана работы Альбрехта Дюрера и увеличенная монограмма Дюрера
|