> Cometogether 97 / (#1 (3) 1998 Kиноплакаты русского авангарда ) Журнал [кAк) - Каталог шрифтов. Всё о шрифте
Самый большой каталог шрифтов




Cometogether 97 / (#1 (3) 1998 Kиноплакаты русского авангарда ) Журнал [кAк)

29 и 30 мая российские фирмы ParaGraph/ParaType и TypeMarket при участии Академии графического дизайна, Московского государственного университета печати, фирм FontFabrik (Берлин) и LettError (Гаага) провели двухдневный международный форум шрифта и типографики cometogeter97. Он был посвящен классическим и современным аспектам шрифтового дизайна и проблемам применения шрифта в различных областях графического дизайна.

Весенние встречи дизайнеров-графиков в московском офисе ParaGraph уже стали традицией. Два года назад, когда все только начиналось, это были всего лишь отчет дизайнеров и руководителей отдела ParaType перед московской дизайнерской общественностью и презентация нового шрифтового каталога фирмы.


Год назад встреча превратилась в подобие дискуссионного клуба. Приоритет был отдан пользователям, которые задавали темы и тон дискуссий и перед которыми отчитывались дизайнеры ParaType (темы касались как проблем дизайна и разработки шрифтов, так и различных аспектов их применения). В прошлом году участие в обсуждениях приняли дизайнеры Борис Трофимов и Александр Юликов, артист и продюсер Дмитрий Дибров (ОРТ) и многие другие. Активно стали участвовать в обсуждениях студенты и молодые дизайнеры.

В этом году усилиями фирм ParaGraph/ ParaType и TypeMarket при участии Академии графического дизайна, Московского государственного университета печати, фирм FontFabrik (Берлин) и LettError (Гаага) был организован двухдневный международный форум шрифта и типографики. Конференции сопутствовала выставка плаката, в которой приняли участие несколько ведущих дизайн-студий Москвы—Табу, ИМА-Пресс, ИМА-Дизайн, ЛинияГрафик и фирма Терем. В экспозицию была включена также последняя акция фирмы ИМА-Дизайн—конкурс логотипов Со-Дизайн. Вечерами в офисе ParaType проводился мастер-класс, где его участники могли общаться менее формально.

Информационную поддержку форума осуществляли агентство Intermedia и Web-сайт Артемия Лебедева.

Для участия в работе шрифтового форума в Москву из Голландии и Германии приехали давние партнеры ParaType: фирма из Гааги LettЕrror в лице дизайнеров Эрика ван Блокланда/Erik van Blockland и Юста ван Россума/Just van Rossum и берлинская FontFabrik в лице дизайнера Лук(ас)а де Гроота/Luc(as) de Groot. Московский дизайн представляли Борис Трофимов (Академия графического дизайна), Артемий Лебедев (Web Design), Эрнестина Почтарь (Иван и товарищество), Алексей Шевцов и Сергей Шанович (TypeMarket), Юрий Ярмола (FontLab DG), Эмиль Якупов, Павел Иванов и Александр Тарбеев (ParaType).

Впервые в Москве семинар графических дизайнеров прошел на таком высоком техническом и организационном уровне. Во время выступлений в распоряжении участников была компьютерная сеть из двух Масintosh и одного Pentium c возможностью проекции на широкий экран и стереозвучанием, а также доступ в международную сеть Интернет. Из зала в Интернет велась непрерывная трансляция в реальном масштабе времени. Активность участников всех поразила—350-местный зал был полон. В нем удалось обнаружить не только ведущих московских дизайнеров, искусствоведов, журналистов и студентов, но и слушателей класса профессора Йовицы Вельовича/Jovica Veljovic из Высшей школы коммуникативного дизайна (Гамбург).

Темы выступлений и обсуждений касались всех аспектов работы со шрифтом в самых различных приложениях. Тональность дискуссии задал Лук(ас) де Гроот, выступивший первым с сообщением «Проект развитой шрифтовой гарнитуры—Thesis».

Без знаний основ шрифтовой разработки, без наличия школы и преемственности невозможен шрифтовой и графический дизайн. Thesis тому пример. Гарнитура содержит 144 шрифта трех основных типов: TheSans (гротеск), TheSerif (антиква) и TheMix (шрифт так называемого смешанного стиля), каждый в 8 насыщенностях и 16 начертаниях, с капителью и экспертным набором дополнительных знаков. В придачу к ним недавно разработан TheSans Mono (моноширинный шрифт) в 16 начертаниях и TheSans Typewriter (имитирующий пишущую машинку) в 4 начертаниях. На сегодняшний день это, наверное, самое развитое шрифтовое семейство. Разработка ведется уже 4 года, а завершение проекта предполагается не ранее 2000 года. В настоящее время Thesis поддерживает западноевропейскую и центральноевропейскую кодировки для платформ Мacintosh и Windows. Титанический объём проделанной работы можно представить себе, сравнив гарнитуру Thesis, например, с библиотекой кириллических шрифтов AGFonts фирмы Tilde (Рига), которая состоит всего из 79 начертаний. Разработка гарнитуры Thesis—не только пример самоотверженного труда дизайнера, но и материальное воплощение теории интерполяции, созданной Лук(ас)ом де Гроотом. В конце выступления докладчик продемонстрировал изумленной аудитории иллюстрации к этой теории, посвященные распределению насыщенности и вариациям пропорций в гарнитуре и коррекции оптических искажений шрифтовых знаков.

Эрик ван Блокланд и Юст ван Россум рассказали об истории создания некоторых шрифтов фирмы LettError. Именно им принадлежит популярная сейчас среди дизайнеров идея «шумного шрифта».Родилась она в ту пору, когда Эрик и Юст, будучи студентами Королевской академии искусств в Гааге, разрабатывали свой курсовой проект—шрифтовую гарнитуру Beowоlf, в которой в процессе печати непредсказуемо меняются контуры знаков. Еще одним проектом фирмы LettЕrror стала разработка в латинском и кириллическом вариантах гарнитуры Trixie, имитирующей набор текста на пишущей машинке. В России этот шрифт применяется сейчас повсеместно: на уличном рекламном щите (Москва встретила Юста с Эриком шрифтом Trixie на плакате при выезде из аэропорта Шереметьево), в вагонах московского метро, на телевидении, не говоря уж о разнообразной печатной продукции (от дорогого глянцевого журнала до малотиражной районной газеты).

Вице-президент Академии графического дизайна Борис Трофимов в своем коротком выступлении «Шрифт—основа визуального образа в печатной продукции» на конкретных примерах показал, как дизайнерское решение книги или журнала может быть подсказано рисунком конкретного шрифта, примененного в оформлении.

Артемий Лебедев завершил первый день конференции выступлением «Шрифт на Web’е—cтрашный сон дизайнера». Однако все оказалось не так страшно. Шрифты на Web’е—такая же необходимая и важная часть разработки, как и в традиционном графическом дизайне. Артемий, творческая активность которого поражает неподготовленного зрителя, показал созданные им Web-сайты с использованием шрифтов библиотеки ParaType. Разнообразие его работ лишний раз продемонстрировало, что осознание ограничений технологии и правильное применение инструментов в руках профессионала позволяет добиться удивительного результата.

Вечером дискуссии переместились в графическую лабораторию ParaType, где проходил мастер-класс, и мастерскую Артемия Лебедева, где продлились до позднего вечера.

Закончился первый день в John Bull Pub на Смоленской. Но и здесь идеи совместного дизайна cometogether97 не покидали сообщество. За столиком паба материализовалась давняя европейская традиция шрифтовых дизайнеров—был создан шрифт-буриме: сидящие за столом рисовали знаки по очереди.

Второй день конференции был посвящен главным образом современным шрифтовым технологиям и применению шрифта в новых областях дизайна.

Эрик ван Блокланд и Юст ван Россум в сообщении «Web-шрифты и типографика на экране» рассказали о своих проектах движущихся шрифтов в телевидении, мультимедиа и анимации. LettError уделяет большое внимание Web-дизайну, и не только с точки зрения художественного образа. Создание настоящего дизайна невозможно, особенно в Интернете, без разработки технических решений. Большим проектом LettError, который создавался последние полгода, стал сайт FontFont (www.fontfont.de). Характеристики сайта как публикации, генерируемой на основе базы данных, позволили не только создать модифицируемый дизайн сайта, но и предельно упростить его сопровождение и развитие. В момент проектирования структуры данных от проектировщиков потребовались серьезные усилия, зато теперь расширение каталога не составляет труда: нужно только подключить новый шрифт, и система сама генерирует его изображения нужного размера и встраивает их в каталог.

Лук(ас) де Гроот во второй день рассказал про свои шрифтовые проекты MoveMe (FUSE Pornography) и Kaput Fonts (сломанные шрифты). Знаки алфавита в MoveMe представляют собой не застывшие формы, как в обычном шрифте. Они трансформируются в рисунки частей человеческого тела сознательно шокирующего характера. Однако шрифт интересен не только своим озорным содержанием, но и тем, что его реализация демонстрирует возможности шрифтовой технологии Multiple Master. Эта технология позволяет трансформировать знаки шрифта между двумя абсолютно разными исходными начертаниями, добиваясь удивительных визуальных эффектов, которые и были продемонстрированы. Докладчик показал также проекты своих студентов из Потсдамской Высшей школы графики и дизайна—опыты анимации на основе надписей, интересные как по замыслу, так и по технологии реализации.

Юрисконсульт фирмы Иван и товарищество Эрнестина Почтарь рассказала об истории и современном состоянии правовой охраны шрифтового дизайна. На сегодняшних примерах конкретных юридических исков ей удалось показать, что идет возрождение дореволюционных традиций защиты прав художников с опорой на нормы как изобретательского, так и авторского права.

Совместное выступление представителей ParaGraph традиционно выглядело как отчет о проделанной работе. Эмиль Якупов рассказал о развитии сайта ParaType и о состоянии дел в отделе шрифтов. Деятельность отдела развивается в направлении online-сервиса пользователей, открыт Интернет-магазин, масса необходимой информации публикуется на сайте. Александр Тарбеев продемонстрировал новые программные разработки отдела, расширяющие возможности дизайна на Web. Экскурсию по шрифтовому магазину провел Павел Иванов. Несмотря на большую затрату сил в области высоких технологий, в отделе не прекращаются работы по созданию новых шрифтовых гарнитур. К сотрудничеству привлекаются новые силы независимых дизайнеров.

Алексей Шевцов и Сергей Шанович рассказали о своей работе над заставками для Российского телевидения. Аудитория вслушивалась в стихи Тютчева, Фета и Есенина, в то время как на экране перед ними на фоне российских пейзажей те же строки овеществлялись в шрифтах из библиотек TypeMarket и ParaType (те, кто не присутствовали на докладе, могут обнаружить эти заставки, переключив свой телевизор на канал РТР).

Юрий Ярмола (Санкт-Петербург), создатель известного российского программного пакета для проектирования шрифтов FontLab, представил новые версии программных продуктов этой линии. Фактически в настоящий момент его программа—самый мощный инструмент шрифтового дизайнера для платформ Windows95/WindowsNT. Говорить о достоинствах инструмента можно только в работе, и они были продемонстрированы изумленной аудитории немедленно.

Акция по созданию коллективного шрифта cometogether97, начатая предыдущим вечером, в заключительный день была доведена до полного воплощения. Участники мастер-класса дружно навалились и дорисовали символы, которых недоставало до полного знакового комплекта. Шрифт был переведен в цифровую форму в течение часа. В качестве его реализации вы теперь можете убедиться сами, скачав его с сети и установив на своем компьютере. Он лежит на сайте ParaType, по адресу: www.paratype.ru/ru/defis в пятом (специальном) выпуске журнала Де(-)фис online. Это коллективный подарок сообществу графических дизайнеров от участников мастер-класса и одновременно приглашение к будущему сотрудничеству а также к участию в следующих мастер-классах и шрифтовых форумах.

День завершился Dutch Beer Party в офисе ПараГрафа, где заинтересованные лица продолжили обсуждение шрифтовых проблем в более непринужденной обстановке.

Остается надеяться, что это—первая, но не последняя подобная встреча и что контакты дизайнеров разных стран получат дальнейшее развитие.

 

Журнал [кAк)   / оригинал статьи

 

 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru